Управление  операционными рисками  компании

 

Консалтинговые услуги

 

                                                                                               Операционный риск — риск убытка в результате неадекватных или ошибочных                                                                                                   внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий                                                                                                                                                   (формулировка Базель II). 

 

  • Налоговики все чаще вызывают к себе предпринимателей, чтобы обсудить разрывы по НДС, и настойчиво предлагают «уточнить налоговые обязательства». Фактически они требуют доплатить налог. Согласно итогам работы ФНС за шесть месяцев 2020 года, сумма поступлений в результате контрольных мероприятий снизилась на 15%, до 135 млрд руб. При этом одновременно поступления по аналитической работе выросли на 4,5%, до 64 млрд руб. Половину средств — 48% — от этой суммы налогоплательщики «уточнили в добровольном порядке». Вызовы на всевозможные комиссии ФНС, которые отличаются лишь названиями, приобрели лавинообразный характер. Цель налоговиков одна — побудить, а на самом деле принудить налогоплательщиков доплатить НДС в бюджет за якобы сомнительного поставщика в цепочке контрагентов. https://pro.rbc.ru/demo/5fc751589a794774466c42e8

 

  •  
  • По отчетам Федеральной налоговой службы, собираемость налогов в последние годы выросла в 1,4 раза, при том что рост ВВП не превышал 3%.  При этом опережающий рост поступлений продолжается, несмотря на снижение цен на нефть и роста ВВП — т. е. налоговый прессинг только растёт. Как отмечалось выше, сложившаяся арбитражная практика свидетельствует, что самыми уязвимыми для налоговых проверок и доначислений стали компании реального сектора экономики — имеющие основные средства, штат сотрудников и т.д., т.к. налоговый орган «идёт к тому, у кого есть, что взять», обвиняя реально работающие компании в схемах ухода от налогов через контрагентов.

 

  • Статистика судебных споров по делам об уклонении от уплаты налогов складывается не в пользу бизнеса. Согласно проведенному юридической фирмой «Арбитраж.ру» анализу, который охватил все дела по ст. 54.1 Налогового кодекса с 2018 года, налоговые органы выиграли почти 78% споров — 294 из 378. Эта статья начала действовать в 2017 году, установив критерии необоснованной налоговой выгоды.Этот показатель вполне соответствует балансу по всем налоговым спорам: налоговая выигрывает в судах более 85% дел, сообщал глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров в начале 2020 года. https://www.rbc.ru/economics/16/12/2020/5fd33d389a79472295685f6d
 
 
  • ЦБ разработал новую систему вычисления обнальщиков. Она представляет собой единую платформу и будет действовать по принципу «светофора», что предполагает присвоение всем банковским клиентам различных цветов — зеленого, желтого и красного. Цветовая градация клиентов будет осуществляться на основании степени вероятности вовлеченности в нелегальные операции. Всех поделят на три цветовых категории. Те, кто окажутся в красной зоне, по сути будут напрочь отрезаны от обслуживания в банках — они не смогут открыть новый счет и совершать какие-либо операции. Система дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и система быстрых платежей (СБП) для них также будут недоступны. Как утверждают в Центробанке, на данный момент в красную зону потенциально можно определить только 0,7% от всех банковских клиентов, а в желтую зону — 0,3%. Однако эксперты считают, что в красной зоне окажутся очень многие компании, при этом практически невозможно будет оспорить соответствующее решение.

          https://www.gd.ru/news/12862-tsb-razrabotal-novuyu-sistemu-vychisleniya-obnalshchikov

  • Налоговой службе расширяют полномочия по контролю над сделками. ФНС сможет требовать доплаты налогов, исходя из собственной расчетной цены. Соответствующий законопроект – «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения» – уже одобрен Советом Федерации и ждет подписания Президентом РФ.

    У многих крупных российских международных компаний есть свои трейдинговые подразделения за рубежом, товарообмен с которыми осуществляется по внутренним, трансфертным ценам, существенно отличающимся от рыночных. Фактическая цена может отличаться от цены, которая рассчитывается по правилам трансфертного ценообразования. По сути, налоговая служба сможет требовать уплаты налога по некой расчетной цене, которая может оказаться выше внутренней. В этих случаях налогоплательщику придется платить налог с разницы между трансфертной и расчетной ценой. Мало того, расчетную рыночную цену налоговики смогут применять и к сделкам с независимыми компаниями, что потенциально в случае значительного превышения расчетной цены над фактической может сделать невыгодным совершение сделок. Также новый законопроект предусматривает изменения, которые затронут всех налогоплательщиков, включая физических лиц. С 4 до 5 лет увеличиваются сроки хранения документов для проверки корректности исчисления и уплаты налога, банки будут обязаны передавать дополнительные документы, содержащие банковскую тайну, по запросу налоговых органов. Банки по запросу налоговых органов в течение трех дней будут обязаны предоставлять копии паспортов лиц, имеющих право на получение денежных средств, находящихся на счете клиента, доверенностей на их получение, документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента, договор на обслуживание с использованием системы «клиент – банк», документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета, карточек с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.

               Ключевые моменты интервью заместителя главы СКР Елены Леоненко газете "Известия":

  • В 2011 году СК возбудил 1776 уголовных дел о неуплате налогов, в 2019 — 2560. Информация о возможном преступлении поступает в СКР в основном из налоговой и ОВД. Иногда следователи «натыкаются»на признаки преступления, работая по другому делу (например, накрывают обнальную контору и находят там информацию, что компания пользуется услугами этой обнальной конторы). 

  • СКР возбуждает уголовное дело не по каждому поступившему материалу. В 2011 году 17% сообщений онеуплате налогов «вырастали» в уголовные дела, в 2019 — 56%, за 9 месяцев 2020 — 66%. 

  • Уголовную ответственность для физлиц надо усилить: если фирма уклонилась от налогов, то директора можно привлечь и через 10 лет, а если ИП уклонился от уплаты налогов, то два года — и всё: срок давности. Например, в 2015 году Усть-Илимский городской суд Иркутской области был вынужден в связи с истечением срока давности прекратить уголовное дело по обвинению ИП в уклонении от уплаты налогов за 2010–2012 годы в сумме 125,6 млн рублей. СКР считает, что надо уравнять ответственность за уход от налогов, чтобы физлица не уходили от ответственности. 

  • В 2018 году СКР направил в суд 1160 уголовных дел, из них оправдательных приговоров 17. В 2019 — 1163 дела, 21 оправдательный приговор. За 9 месяцев 2020 оправдательный приговор всего 1.